Гражданское общество России

и приоритеты национального развития

#Гражданская активность и общественное участие в управлении

Сегодня наше государство и общество сталкиваются с масштабными вызовами, как внешнеполитическими, так и внутренними. Россия богата не только природными ресурсами, но и талантами, у нас уникальное культурное наследие, огромный научно-технический потенциал. Мы все умеем делать, в том числе то, что никто не умеет, кроме нас: строить космические корабли, атомные станции и гиперзвуковые ракеты. Мы можем за несколько лет реализовывать гигантские проекты, имеющие геостратегическое значение, такие, например, как Крымский мост или чемпионат мира по футболу – лучший за всю историю.

Имея такие богатства, мы обязаны добиться достойной жизни для всех граждан нашей великой страны.

РОССИЯ БОГАТА НЕ ТОЛЬКО ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ, НО И ТАЛАНТАМИ, У НАС УНИКАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, ОГРОМНЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ.

Социологические опросы показывают, что граждан России сейчас особенно беспокоит социальная несправедливость, неравенство, бедность. Наша страна находится на третьем месте среди 82 стран мира по региональному неравенству и входит в тройку лидеров по неравенству регионов внутри страны среди государств Европы и Центральной Азии, Россия на одном из первых мест в мире по неравенству распределения богатства. Больше половины наших граждан не имеют никаких накоплений2 Toward a New Social Contract // World Bank, 2018: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/30393/9781464813535.pdf?sequence=10.. Конечно, нельзя не признать, что неравенство является глобальной проблемой.

С другой стороны, основным критерием оценки деятельности властей всех уровней становится нравственное измерение. Череда скандалов последнего времени, подобных оскорбительным заявлениям чиновников, за которыми все чаще следуют отставки, показывает, что в обществе произошли важные изменения: стандарты терпимости к несправедливости и чиновному хамству стали заметно ниже.

Важной предпосылкой такого изменения общественной атмосферы стала общественная консолидация, патриотический подъем – тот самый «посткрымский консенсус», который и сегодня никуда не исчез. Фундаментальной основой общественной консолидации остаются традиционные ценности россиян: Родина, Свобода, Справедливость. Именно приверженность этим ценностям, при всем многообразии и противоречивости их сегодняшних трактовок и понимания, существенно повышает нравственно-этическую чувствительность российского общества.

Задача структур гражданского общества в рамках «взаимно ответственного партнерства» – профилактика и, при необходимости, оппонирование властной бюрократии. В рамках общественного контроля необходима соответствующая экспертиза. Она призвана стать необходимой составной частью оценки регулирующего воздействия нормативных актов, практики действия властей всех уровней.

Без привлечения активных представителей гражданского общества и просто людей на местах невозможно коренным образом улучшить жизнь в стране. Часто можно слышать, что граждане недостаточно компетентны для участия в обсуждении и контроле управленческих решений. Некоторые социологи подчеркивают, что публичное обсуждение темы несправедливости и неравенства опасно, это может якобы привести к расцвету популизма, который будет препятствовать проведению реформ. Будто бы некая «элита» знает, какие проводить реформы, а граждане – нет.

Но такой подход глубоко порочен. Ведь конечная цель преобразований – достойная жизнь человека. Люди не в теории, а на себе испытывают все последствия принимаемых решений – и позитивные, и негативные. Один из приоритетных проектов Общественной палаты Российской Федерации – форумы «Сообщество» – призван вынести на широкое обсуждение актуальную повестку гражданского общества – как отдельные жалобы, так и предложения и проекты. В 2018 году в рамках восьми форумов прошло более 200 тематических дискуссий, в которых приняли участие почти 15 тыс. человек.

В ходе одного из выездных мероприятий члены Общественной палаты осмотрели новое здание одной из региональных Общественных палат после капитального ремонта. Действительно, внешне все выглядит аккуратно и привлекательно. Но представители местных общественных организаций обратили внимание, что новый пандус, который появился в результате ремонта, в отличие от старого, не приспособлен для нужд инвалидов, и для людей в инвалидных колясках попасть в здание теперь – большая проблема. Можно сколько угодно объяснять, что были использованы «инновационные» и «прорывные» технологии, но если люди говорят, что стало хуже, пренебрегать этим мнением нельзя. Конечно, граждане сталкиваются и с более серьезными проблемами. К примеру, когда возводятся новые жилые комплексы, но в план не закладывается строительство детского сада, школы, поликлиники или когда заложенные в плане социальные объекты не строятся вообще – а потом это приводит к социальным конфликтам.

Важно проводить сверку «на земле» масштабных стратегических проектов, которые оказывают влияние на качество жизни тысяч наших граждан. На форуме «Сообщество» в Дальневосточном федеральном округе общественники обратили внимание на состояние порта Находка. Город получил статус свободного порта и быстро перепрофилировался в хаб по перевозке угля. В свою очередь, это повлекло за собой закрытие традиционных производств, разрушение существовавших технологических цепочек, экологические проблемы – вплоть до фактической гибели главной местной достопримечательности – песчаного пляжа. За этим последовал миграционный отток населения, потому что люди лишились работы и традиционной среды обитания. Да, статус свободного порта дает определенную экономическую рентабельность, но ведь конечной целью изменений должно быть улучшение качества жизни людей. А в данном случае все происходит ровно наоборот.

И в этом отношении люди компетентны, и без такой подчас «обывательской» экспертизы претворять в жизнь крупные проекты нельзя. Об этом прямо говорит и Президент России Владимир Путин: «Главное в итоге – это реальные позитивные изменения в жизни каждого человека, каждой российской семьи. И для нас важно именно это, важен результат и видят ли люди, что города, например, и поселки становятся уютными и комфортными, строятся ли новые дороги, в лучшую ли сторону меняется работа детских садов, школ, больниц, социальных учреждений в целом, социальные и муниципальные услуги можно ли получить удобно и без очереди – вот что важно. Повторю, крайне важно наладить эффективный механизм обратной связи, сверять наши шаги с интересами людей, делать все, чтобы они были непосредственными участниками наших проектов развития»3 Заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам // Сайт Президента России, 24.10.2018: http://kremlin.ru/events/councils/by-council/1029/58894..

Задача элиты – принять у народа его истинные ценности и устремления и уже на этой основе сформулировать прагматичные операционные цели и задачи. Так чтобы все общество понимало и принимало эти цели и задачи. Тогда возникает консолидация вокруг целей развития, общество становится сплоченным, а государство сильным. По словам Президента России, нужны «усилия, призванные объединять людей, консолидировать работу гражданского общества и государства, то, что наши предки называли «соборным разумом», «соборным опытом»4 Заседание Всемирного русского народного собора // Сайт Президента России, 01.11.2018: http://kremlin.ru/events/president/news/59013..

Доверие формируется прежде всего через участие граждан в разработке, реализации и контроле решений, которые напрямую касаются качества жизни и будущего детей. В этом плане у нас есть серьезные достижения, но и много примеров чисто бюрократического подхода, попыток навязать обществу так называемые непопулярные решения.

Плохим примером стала модель проведения пенсионной реформы, которая готовилась традиционно бюрократически и была предъявлена населению как свершившийся факт. Неудивительно, что люди отреагировали негативно: судя по социологическим опросам, граждане не верят в увеличение пенсий после реформы и видят смысл всех изменений в том, что государство хочет заставить пожилых людей дольше работать и отобрать их заслуженные пенсии. Понятно, что такая общественная атмосфера, в свою очередь, способствует росту недоверия. В этой ситуации Общественная палата Российской Федерации видела свою главную миссию в том, чтобы довести до сведения исполнительной власти озабоченности граждан. По итогам специального заседания на площадке Палаты были сформулированы 27 вопросов к Правительству5 ОП РФ подготовила 27 вопросов к Правительству РФ о будущем пенсионной системы // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 10.07.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45954., которые касались трудовой дискриминации, проблем региональных рынков труда, повышения квалификации и профориентации людей среднего и пожилого возраста, трудовых мигрантов, положения семей, имеющих детей, безработицы среди молодежи и др.6 Будущее пенсионной системы: мнения экспертов и общественников // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 19.07.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45811. Министерство труда и социальной защиты обосновало позицию Правительства о необходимости повышения пенсионного возраста, привело расчеты, показывающие, что даст экономике и гражданам переход к новым параметрам пенсионной системы, представило план мероприятий по защите трудовых прав граждан предпенсионного возраста. В августе 2018 года Президент России выступил с прямым обращением к гражданам, в котором предложил скорректировать первоначальные нормы законопроекта. В этих предложениях и итоговой версии законопроекта нашли отражение многие предложения общественников.

Еще один масштабный проект – общественное наблюдение на выборах Президента России – показал огромный конструктивный потенциал общественно-государственного партнерства и гражданской самоорганизации. В соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты регионов получили право направлять на избирательные участки независимых от политических партий наблюдателей за избирательным процессом. По призыву Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат регионов в наблюдении за выборами приняли участие 1866 федеральных, региональных и муниципальных общественных организаций из всех регионов России и около 150 тыс. наблюдателей. По сути, за несколько месяцев был создан новый значимый общественный институт, инициированный гражданским обществом и подкрепленный новой законодательной базой. Именно усилиями граждан, а не обезличенных средств контроля удалось значимо повысить легитимность выборов и поставить барьер манипуляциям.

Потенциал гражданского общества ярко раскрывается в участии социально ориентированных некоммерческих организаций в оказании социальных услуг населению. Привлечение НКО к оказанию социальных услуг в бюджетной сфере – это путь к повышению конкуренции и улучшения качества социального обслуживания. У НКО есть очевидные преимущества – творческое отношение к делу, для многих это дело души, а иногда инновационная лаборатория, которая разрабатывает новые подходы к оказанию услуг.

В этой сфере удалось добиться видимых результатов, которых не было еще несколько лет назад. Но есть и важные недоработки, о которых говорили представители социально ориентированных НКО (СО НКО) на форумах «Сообщество» в регионах. В первую очередь, не разработана система тарификации за оказание НКО новых видов услуг населению, в некоторых регионах передача услуг СО НКО осуществляется через механизм перерегистрации государственных (муниципальных) организаций в некоммерческие, что противоречит самой идее, лежащей в основе проекта. Тема обсуждалась на форумах «Сообщество» во всех федеральных округах, был выработан целый ряд предложений и рекомендаций органам исполнительной власти, направленных на облегчение доступа СО НКО на рынок соцуслуг и улучшение конкурентных условий.

Ярким проявлением роста гражданской активности стало развитие добровольчества. 2018 год объявлен в России Годом добровольца (волонтера). Благодаря их активности на высочайшем уровне был проведен чемпионат мира по футболу, который принимала наша страна. Гости уезжали после него домой с любовью к России. С другой стороны, кроме событийного волонтерства в стране появилась масса важных добровольческих инициатив, когда люди на регулярной основе помогают искать пропавших детей или возят продукты пожилым людям в отдаленных деревнях. Правда, такие волонтеры редко участвуют в официальных мероприятиях и дискуссиях, часто даже не регистрируются и поэтому почти не учитываются статистическим наблюдением.

Номинации и победители:

Социальная помощь. Социальное обслуживание и социальная поддержка граждан Никонова Людмила Владимировна, «Золотой час» (обучение людей старшего поколения навыкам оказания первой доврачебной помощи), г. Саранск

Поддержка спорта и здорового образа жизни. Охрана здоровья и популяризация здорового образа жизни Мартиросян Давид Гегамович, «Матч равных возможностей», г. Красноярск

Поддержка семьи, материнства и детства. Поддержка семьи, материнства, детства и защита традиционных семейных ценностей Ефанова Софья Сергеевна, «Маленькие домики от большой семьи», Липецкий район, с. Крутые Хутора

Молодежная политика. Поддержка молодежных инициатив Антонова Екатерина Юрьевна, Love Surprise, г. Ростов-на-Дону

Наука и образование. Развитие науки, образования и просвещения Асафова Валерия Сергеевна, «Улица детства», г. Пермь

Культура. Проекты в области культуры и искусства, сохранения духовного наследия Абашева Лариса Леонидовна, «Театр-студия «ORA (Жизнь)», г. Екатеринбург

Базовые права и свободы. Защита прав и свобод человека и гражданина Терновцов Александр Валерьевич, «Правомобиль», г. Курск

Экология. Экология и охрана окружающей среды Ситнин Алексей Всеволодович, «Куда уходит мусор» — система общественного мониторинга вывоза и захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО), г. Москва

Межнациональные отношения. Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия Белова Яна Александровна, «Культурно-образовательный и интеграционный центр «Школа мигранта», г. Ханты-Мансийск

Народная дипломатия. Развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников Голубев Виктор Васильевич, «Международный образовательный проект «Сказкотека» (Сказки России – детям России и Германии)», г. Калининград

Гражданский долг. Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти Атаманенко Алина Викторовна, «Региональная премия «Народный герой», г. Омск

Волонтерство благотворительность. Инициативы в области благотворительности и добровольческой деятельности Осипова Алла Викторовна, «Социальная благотворительная программа «Рука помощи», г. Калининград

Инфраструктура НКО. Содействие развитию некоммерческого сектора и социально ориентированных НКО Маскаева Анастасия Сергеевна, «Профилактика эмоционального выгорания «Второе дыхание», г. Санкт-Петербург

Общественный контроль. Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления Полещук Алексей Сергеевич, «Калужский областной портал гражданских инициатив «КАЛУГА — ГОЛОС», Калужская область, Куйбышевский район, д. Лопатино7 Список победителей конкурса «Мой проект – моей стране!» // Сайт проекта «Мой проект –моей стране», 04.11.2018: https://xn--80ajbsqcgidjkb.xn--p1ai/files/%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8.pdf .

#Национальные проекты: основа прорыва

Главная задача на ближайшие годы – реализация национальных проектов, обозначенных в майском указе Президента России. Поставлены амбициозные цели, достижение которых обеспечит нашей стране экономический прорыв и заметное улучшение качества жизни людей. Надо четко понимать: национальные приоритеты – не просто вопрос технологии государственного управления, но вопрос общественный и политический, касающийся всех граждан России.

Поэтому в реализации национальных проектов нельзя ориентироваться только на формальные цифры и графики, главное – брать в расчет интересы и ценности людей. Именно об этом говорил Президент России в своем обращении к гражданам после победы на мартовских выборах: «Все предстоящие решения, даже самые сложные, будут продиктованы только одним – необходимостью преодолеть еще имеющееся в некоторых сферах отставание, обеспечить динамичное развитие страны и новое качество жизни людей, дать ответ на исторические вызовы, с которыми мы сталкиваемся. И главное – любое из этих решений в конечном итоге будет приниматься исключительно в интересах нашей страны, наших граждан, ради наших детей и будущих поколений»8 Обращение к гражданам России // Сайт Президента России, 23.03.2018: http://kremlin.ru/events/president/news/57121..

Роль гражданского общества в реализации национальных проектов сегодня как никогда велика. Необходимое условие успеха «российского прорыва» – новое качество взаимодействия государства и общества: «взаимно ответственное партнерство». Его важная составная часть – массовая общественная инициатива. Необходим творческий поиск новых нестандартных решений, выдвижение гражданских инициатив, позволяющих реализовать амбиционные задачи национальных проектов. Только гражданское общество может подтолкнуть бюрократию к тем решениям, которые будут учитывать интересы людей на местах, а потом осуществить общественный контроль реализации принятых решений. Об этом прямо говорит и Президент России: «Нужен именно содержательный контроль, контроль по существу. Нельзя подменить дело пустыми бюрократическими отчетами и формальным закрытием поручений, как это у нас иногда все-таки бывает»9 Заседание Совета по стратегическому развитию и нацпроектам // Сайт Президента России, 24.10.2018: http://www.kremlin.ru/events/councils/58894..

Участие гражданского общества не ограничивается контролем, оно выступает с собственными инициативами, проектами, которые должны органично учитываться при формировании управленческих решений. Очевидно, что ведомственным программам часто не хватает живой мысли и прорывных решений, при этом негативные сценарии развития часто не рассматриваются, а реальная общественная экспертиза и социологические опросы не проводятся.

Добиться прорыва можно только в условиях общественной консолидации вокруг целей развития, которая возможна в обстановке доверия и взаимопонимания между гражданским обществом и государством. Эта консолидация – не только создание широкой общественной поддержки целей и задач «российского прорыва», противостояния «торговцам страхом» и популистам, сеющим рознь и недоверие вместо конструктивной критики. Консолидация – условие упрочения общероссийского единства. Нормы, ценности и представления, консолидирующие большинство нашего общества, практически необходимы для повышения эффективности всей системы институтов, нуждающихся для этого в общественной поддержке; интеграции общественных интересов, способных преодолеть ведомственный, корпоративный и региональный лоббизм. Обсуждению этих вопросов, выработке основ широкого общественного консенсуса, содержательной платформы общественной консолидации посвящен проект Общественной палаты Российской Федерации «Общероссийское единство. Что нас объединяет»10 «Нам необходима национальная консолидация и общие нравственные ценности» — Иосиф Дискин // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 03.11.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47196?fbclid=IwAR1_-X1ETzztMQRazy6XqKCfMRm-HjEMOVLb_eO3d5Lmzci_D7YdMGFgEgc..

В рамках решения задач «российского прорыва» Общественная палата Российской Федерации видит свою роль в том числе в следующем:

  • в формировании с участием гражданских объединений, религиозных организаций, национальных и межнациональных объединений широкого общественного альянса за упрочение общероссийского единства, нравственно-этического фундамента общественного и государственного развития;
  • в создании системы мониторинга и общественного контроля разработки и хода реализации национальных проектов на основе соглашения между Общественной палатой Российской Федерации, Общероссийским народным фронтом, профсоюзными и бизнес-объединениями, профильными советами при Президенте Российской Федерации;
  • в организации конкурсов общероссийских, региональных и местных проектов, направленных на реализацию целей и задач пространственного развития, на раскрытие творческого потенциала местных гражданских активистов;
  • в реализации ряда региональных пилотных проектов, направленных на интеграцию авторитетных гражданских активистов в гражданские сообщества, на вертикальную мобильность этих активистов, продвижение активных, профессиональных и ответственных гражданских активистов в общественные палаты, муниципальные и региональные собрания.

Общественная палата видит свою миссию в том, чтобы способствовать конструктивному диалогу власти с обществом, помочь гражданскому обществу артикулировать свои интересы, оформив их в конкретные реализуемые предложения. Наша цель – сформировать общественный запрос на политику развития, усилить не формально-бюрократическую, а содержательную технологию общественного участия в этой политике. Таким образом, речь идет не только о контроле выполнения уже принятых управленческих решений, но и о движении к формированию разнообразных элементов общественного управления – на местном, региональном и федеральном уровне.

Такой опыт постепенно накапливается, и есть успешные примеры участия гражданского общества в формировании концепции национальных проектов.

В регионах главными площадками общественно-государственного диалога выступают общественные палаты. В условиях, когда значимо растет общественный запрос на отстаивание своих интересов, общественные палаты и советы в регионах получают шанс для более активного развития – как дискуссионные площадки, на которых обсуждаются и согласовываются позиции сторон по спорным вопросам. Общественные палаты существуют в первую очередь для того, чтобы обеспечивать взаимодействие отдельных граждан и их объединений с органами власти. С этой целью ряд региональных общественных палат создали специальные площадки для такого взаимодействия. Вот только часть примеров. При участии Общественной палаты Ленинградской области запущен портал «Народная экспертиза»11 Портал «Народная экспертиза»: http://народнаяэкспертиза.рф/., позволяющий жителям региона сообщать о различных проблемах, оперативно получать ответы и отслеживать ход рассмотрения сигналов. Роль народных контролеров за ходом решения проблем возложена на муниципальные общественные палаты региона. При поддержке Общественной палаты Калужской области действует портал гражданских инициатив «КАЛУГА — ГОЛОС»12 Калужский областной портал гражданских инициатив «КАЛУГА – ГОЛОС»: https://kaluga-golos.ru/o-proekte., где можно не только сообщить о проблемах, о которых портал направит обращение в специализированные органы власти, но и рассказать о добрых делах обычных людей, об эффективных практиках НКО и гражданских активистов.

Сегодня эти институты также участвуют в экспертизе законопроектов, осуществляют общественный контроль, участвуют в формировании региональных общественных советов. В некоторых субъектах Федерации общественные палаты наделены правом законодательной инициативы.

У общественных палат в регионах есть серьезный потенциал, что показала организация системы общественного наблюдения на выборах. Сегодня главная задача Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат в регионах – задать содержательную технологию общественного участия в обсуждении и реализации национальных проектов. Вот данные свежего опроса общественного мнения. Должны ли общественные палаты участвовать в контроле за реализацией важнейших указов Президента, например, майского указа? 49,4% респондентов говорят: да, должны участвовать, и только 7% считают, что нет. Люди ожидают, что общественные палаты примут активное участие в реализации национальных проектов – как в форме общественного контроля, так и через продвижение свежих идей и решений, которые всегда появляются в среде активных граждан13 «Реализация национальных проектов — дело всего народа, а не только бюрократии» — Валерий Фадеев // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 02.11.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47175..

В этой связи Совет общественных палат регионов принял решение о создании специальных рабочих групп, задачей которых будет мониторинг реализации национальных проектов. Участие в реализации майского Указа – приоритет в деятельности общественных палат на ближайшие годы. В ходе заседания совета председатели общественных палат регионов рассказали о своем опыте участия в обсуждении национальных проектов. Так, председатель Общественной палаты Вологодской области Ольга Данилова проинформировала коллег, что все члены палаты включены в рабочие группы по различным направлениям нацпроектов и участвуют в согласовании паспортов нацпроектов. Председатель Общественной палаты Новосибирской области Галина Гриднева сообщила об активном участии общественников в обсуждении нацпроектов: в области работает межкомиссионная рабочая группа по майскому указу Президента, которая проводит анализ ситуации, докладывает итоги на расширенных заседаниях.

Форумы активных граждан «Сообщество» в федеральных округах показали, что в регионах есть много гражданских активистов и просто неравнодушных граждан, готовых к конструктивному диалогу с властями. Важно активнее привлекать таких людей к работе в общественных палатах, общественных советах при органах исполнительной власти в регионах, общественных наблюдательных комиссиях.

#Пространственное развитие

Урбанист и бывший член Общественной палаты Российской Федерации Вячеслав Глазычев говорил: «Как может развиваться территория? Развиваться может человек, его деятельность, его жизнь на территории»14 «Нам нужен настоящий качественный документ, который поддержат общество и бизнес» — Валерий Фадеев // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 28.08.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46369.. Главное – это создание современных комфортных условий для жизни людей независимо от места проживания. В Общественной палате считают такой подход к развитию территорий – единственно верным. Между тем в ведомственных программах эти базовые факторы часто вообще не учитываются.

На решение этих задач формально направлена Стратегия пространственного развития15 Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года // Сайт Министерства экономического развития: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/planning/sd/201817081.. Общественные слушания, посвященные этому документу в Общественной палате Российской Федерации, показали, что проект стратегии оторван от потребностей людей на местах и ориентирован исключительно на точки роста, которыми признаются большие агломерации, зоны сырьевого развития или сельскохозяйственные зоны, при этом из проекта выпадают средние, малые города, сельские поселения. В предлагаемом проекте стратегии территории оцениваются только с ретроспективных позиций и не учитывается их потенциал. Сами регионы не согласны с предлагаемой им специализацией и делением на 14 макрорегионов. Кроме того, из проекта стратегии совершенно выпадают средние, малые города, сельские поселения16 «Нам нужен настоящий качественный документ, который поддержат общество и бизнес» — Валерий Фадеев // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 28.08.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46369.. В документе отсутствуют четкие цели и показатели их достижения, не описаны механизмы реализации стратегии, в том числе финансовые, не хватает данных о перспективах развития некоторых сфер (например, в разделе об энергетике нет сведений о сопутствующей водной инфраструктуре; в разделе о сельском хозяйстве уделено внимание только зерновым, но нет ничего про животноводство и т.д.), отсутствует объединяющая идея для субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что без широкого общественного обсуждения такие документы не должны приниматься. Общественная палата Российской Федерации готова стать экспертной сетевой площадкой, работающей с привлечением региональных экспертов и в Москве, и в субъектах Федерации для обсуждения региональной специфики проектов развития.

Развитие страны возможно только через развитие провинции. Общественная палата Российской Федерации видит такое развитие через создание и поддержание конкурентных преимуществ территорий – нужно сформулировать именно механизмы поддержки таких проектов на территории всей страны17 «Проблемы малых городов — недофинансирование, недоинвестирование, недовнимание» — Андрей Максимов // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 28.05.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45554..

18 «Хрустальная колонна» для тех, кто оберегает культурное наследие России // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 30.05.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45493. 19 «Моя страна — моя Россия»: подведены итоги конкурса за 2018 год // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 27.06.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45817; «„Мое село“ — это необъятная тема, огромное поле для творчества» — Евгения Уваркина // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 29.05.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45435. 20 «Идеи, преображающие города»: молодые урбанисты и архитекторы представили свои проекты // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 20.07.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46066. 21 Будущее городов — в руках общества: ОП РФ объявляет о старте конкурса муниципальных стратегий // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 04.06.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45530.

Для разных территорий должен разрабатываться разный тип комфортной среды. Типовые решения неприменимы к территориям разной численности и типа. В этой связи необходимо разработать классификацию территорий и уже в зависимости от типа территории предлагать программы развития.

#Малые города и села

Особое внимание Общественная палата Российской Федерации уделяет положению дел в малых городах и сельской местности. В последние годы наша страна может похвастаться рекордными урожаями и экспортом зерновых. Но вот качество жизни на селе не улучшается, люди уезжают, разрывы в уровне благосостояния в мегаполисах, малых городах и селах углубляются. По Всероссийской переписи населения 2010 года, больше 10% деревень в России не имеют постоянных жителей, а в большей части «живых» сельских населенных пунктов число жителей не превышает 50 человек, в 36 тыс. деревень живут менее десяти человек22 Деревня: земля не кормит, кормит лес // Такие дела, 23.01.2018: https://takiedela.ru/2018/01/takaya-rossiya-derevnya-zemlya-ne-kormit/.. За прошедшие годы положение еще усугубилось.

Люди покидают места проживания по двум причинам. В первую очередь, это, конечно, отсутствие работы. Во-вторых, неустроенность быта и деградация инфраструктуры. Только 35% деревень имеют центральный водопровод и 5% – канализацию23 Деревня: земля не кормит, кормит лес // Такие дела, 23.01.2018: https://takiedela.ru/2018/01/takaya-rossiya-derevnya-zemlya-ne-kormit/.. Примерно 20 тыс. сельских школ закрылось в России с 2001 года24 Карта сообществ // Русский репортер. №19 (458). 24 сентября. 8 октября. С. 8.. Ухудшается ситуация с доступностью медицинских учреждений на селе, библиотек. Очевидно, что оживить территории с помощью действующих систем поддержки, включая гранты для начинающих фермеров, пока не удалось.

Вымирающие и пустующие деревни – это путь в никуда, а потенциал сельских территорий большой. Общественная палата Российской Федерации уже на протяжении нескольких лет говорит о том, что причины деградации села во многом вызваны тем, что в управленческой культуре все показатели развития сельских территорий увязаны с макроэкономическими показателями, развитием крупных агрохолдингов. Между тем полностью отсутствуют те цели, которые могли бы способствовать закреплению людей в сельской местности. Главное для этого – создание современных комфортных условий для жизни независимо от места проживания. Речь идет о понятных и простых вещах: базовой инфраструктуре (вода, электричество, газ, канализация, дороги, общественный транспорт), социальных объектах (школа, детский сад, поликлиника), досуговом пространстве. Там, где государство создает такие условия, село оживает – и в стране есть такие успешные примеры.

На итоговом форуме «Сообщество» в Москве прошла презентация сел Белгородской области, где ориентируются именно на качество жизни на селе. Асфальтированные дороги, ухоженные парки, общественные здания, современные образовательные учреждения, качественные индивидуальные дома. В Краснодарском крае местные активисты при поддержке Законодательного собрания края и краевой Общественной палаты для устойчивого развития сельских территорий создали ресурсный центр «Развитие сельского (аграрного) туризма в Краснодарском крае», где представителей сельских территорий и местных сообществ обучают методам привлечения туристов25 Необходимое условие дальнейшего развития программы «Парк Юга России» // Село. Ресурсы. Возможности: http://www.saitselo.com/436338691.. Подобные проекты создают рост потребления и рост экономики. Люди, которые имеют стабильные доходы и хорошую покупательную способность, выступают главными заказчиками для малого и среднего бизнеса на местах.

Общественная палата Российской Федерации уже на протяжении нескольких лет говорит о том, что причины деградации села во многом вызваны тем, что в управленческой культуре все показатели развития сельских территорий увязаны с макроэкономическими показателями.

Нам всем надо добиваться того, чтобы таких примеров возрождения сельской жизни было на порядок больше. Для этого нужны стратегические управленческие решения, которые позволят качественно улучшить сельскую инфраструктуру. В Общественную палату Российской Федерации постоянно поступают жалобы граждан на отсутствие возможности подключиться к газовым сетям. Пора уже принимать решения, обязывающие руководителей субъектов Федерации при наличии газораспределительных станций обеспечивать строительство уличных газовых сетей в населенных пунктах с тем, чтобы собственники имели возможность получить технические условия для присоединения к газопроводу, расположенному на расстоянии до 200 метров.

Важно пересмотреть приоритеты развития дорожной сети. За последние годы выполнен большой объем работ по дорожному строительству, но это касается федеральной дорожной сети, протяженность которой 50 тыс. км, и на них было выделено 500 млрд руб. Дороги региональные и муниципальные составляют по площади 1,5 млн кв. км, и на них выделена точно такая же сумма. Чтобы довести дороги до 50% нормативного состояния, нужно увеличить количество средств, выделяемых на строительство, содержание и ремонт региональной и местной дорожной сети.

Общественная палата Российской Федерации совместно с Общероссийским объединением пассажиров провела мониторинг транспортной доступности малых городов в нескольких регионах. Были выявлены проблемы в автобусном сообщении. В одних случаях региональные власти готовы закупить автобусы и запустить маршруты, но нет качественного дорожного полотна, в других – нет автобусов.

Есть регионы, где отсутствует четкое понимание того, в каких районах нужны новые автобусные маршруты. Проблему следует решать точечно, с учетом особенностей каждого региона. При поддержке Правительства Российской Федерации следует расширять программу коммерческого лизинга.

Также в 2018 году Общественная палата Российской Федерации совместно с Российским союзом сельской молодежи провела мониторинг и приступила к формированию общественного стандарта доступности социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах «Стандарт села». Проблемой является не только то, что во многих селах нет социальных объектов, но на основании существующих нормативов трудно обосновать их необходимость. В стандарте предполагается разделение сельских населенных пунктов на пять категорий – по численности жителей: до 100, до 2000, до 5000, до 10 000 человек и более, а требования установлены по таким направлениям, как «Доступность объектов социальной сферы», «Доступность организаций торговли, бытового обслуживания, досуга», «Доступность инженерной инфраструктуры», «Состояние дорог», «Обеспеченность жильем и его состояние», «Доступность инфраструктуры утилизации бытовых отходов». На итоговом форуме «Сообщество» было предложено закрепить в нормативном акте обозначенные в «Стандарте села» минимальные требования к обеспечению развивающихся сельских территорий инфраструктурой26 Образ будущего сельских территорий: где хотят жить люди? // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 03.11.2018: https://oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47188..

27 Объектами исследования стали сельские жители, которые подумывают о переезде на постоянное место жительства в город, и городские жители, которые, наоборот, подумывают о переезде в деревню. 28 Чего не хватает на селе? В ОП РФ представили результаты мониторинга «Стандарт села» // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 17.07.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46025.

Источник: Общественная палата Российской Федерации и Российский союз сельской молодежи29 Результаты получены в рамках мониторинга «Стандарт села». Мониторинг проводился Общественной палатой РФ совместно с Российским союзом сельской молодежи в июне-июле 2018 года; в опросе приняли участие более 3,5 тыс. человек.

Источник: Общественная палата Российской Федерации и Российский союз сельской молодежи30 Результаты получены в рамках мониторинга «Стандарт села». Мониторинг проводился Общественной палатой РФ совместно с Российским союзом сельской молодежи в июне-июле 2018 года; в опросе приняли участие более 3,5 тыс. человек.

Помимо создания инфраструктуры, не менее важно создавать на селе новые рабочие места. Часто можно слышать, что современные агропромышленные производства задействуют гораздо меньше людей, чем советские колхозы. Но такой подход не учитывает другого обстоятельства. Сегодня в России цепочки создания сельскохозяйственной продукции имеют разрывы, например, слаба селекционная работа, недостаточно развито семеноводство, не хватает логистических центров и т.д. Полноценная стратегия развития аграрного сектора должна заключаться в восстановлении как можно более полной цепочки аграрного производства с тысячами производств в малых городах и в сельской местности. Важно создавать условия для развития местного бизнеса через упрощенную или патентную систему налогообложения. В рамках государственной поддержки сельских территорий следует предусмотреть возможность выдачи грантов студентам сельскохозяйственных вузов на организацию своего дела в сельской местности.

Конечно, нельзя директивно остановить естественные миграционные потоки, но необходимо поддержать существующие конкурентные преимущества и новые проекты в малых городах. Нужны новые нестандартные подходы. Интерес представляют проект «Умный город»31 Сайт проекта «Умный город»: http://gorodsreda.ru/umniy-gorod/. и программы по созданию производственных зон вокруг муниципальных центров, которые реализуются в некоторых регионах России. Благодаря цифровым технологиям люди могут работать дистанционно, не выезжая из своих городов в экономические центры, – например, Общественная палата Российской Федерации приветствует инициативы по переносу кол-центров крупных компаний в малые города. Во многих странах кампусы крупнейших университетов располагаются именно в малых городах.

Оживить территории позволяет не только экономика, но и гражданская активность. Самоорганизация местных жителей, участие в принятии решений — одни из самых действенных механизмов развития территорий. ТОСы, инициативное бюджетирование, фонды местных сообществ – важные проводники позитивных изменений на территориях. Так, в 2018 году Общественная палата Российской Федерации выступила посредником для местного сообщества и муниципальных властей города Тутаева и впервые в стране применила практики соучаствующего управления территорией.

Самоорганизация местных жителей, участие в принятии решений - одни из самых действенных механизмов развития территорий.

Муниципальные власти лучше всех знакомы с местной спецификой и понимают проблемы развития своей территории. Однако местное самоуправление сталкивается с проблемой крайне низкого экономического обеспечения. В этой связи Общественная палата Российской Федерации предлагает рассмотреть вопрос о переводе всех специальных налогов на места.

Общественная палата Российской Федерации видит магистральный путь развития малых территорий через создание и поддержание конкурентных преимуществ с прорывными проектами. Сегодня важно сформулировать механизмы поддержки таких проектов на территории всей страны32 «Проблемы малых городов — недофинансирование, недоинвестирование, недовнимание» — Андрей Максимов // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 28.05.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45554.. Общественная палата Российской Федерации предлагает разработать государственную программу поддержки предприятий в малых городах и на селе. В каждом из двенадцати национальных проектов с этой целью следует обозначить специальные показатели, а также готовить приоритетный национальный проект поддержки конкурентоспособности малых территорий33 Принцы и нищие: как сократить разрыв в доходах? // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 24.04.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45040..

#Экология

Пример использования общественных компетенций – ситуация в сфере экологии. Прошел 2017 год, объявленный Президентом России Годом экологии, но, к сожалению, Общественная палата Российской Федерации вынуждена констатировать, что часть вопросов так и не была решена. По-прежнему имеют место сбросы сточных вод от населенных пунктов без очистки или с неудовлетворительной очисткой из-за плохо работающих очистных сооружений. Фактически не работает система штрафных санкций, которые должны применяться как к владельцам, непосредственно имеющим на своем балансе очистные сооружения, так и к руководителям муниципальных образований и регионов.

Наиболее остро в последнее время стоит проблема утилизации бытовых отходов. Отсутствие внятной стратегии переработки привело к неконтролируемому расширению старых и созданию новых полигонов для складирования отходов, что стало сказываться на экологической ситуации и здоровье людей. Поэтому в последние годы мусорная тема из чисто технологической превратилась в остросоциальную и политическую.

В некоторых регионах людей буквально заваливают мусором, совершенно игнорируя их мнение, а это ведет к оправданному недовольству и протестам. При этом мусорное дело находится в частных руках и отдельным компаниям приносит большие прибыли. Получается, что бизнес не может обеспечить экологическую безопасность. В сложившейся ситуации государство должно взять ответственность на себя.

Источник: Общественная палата Российской Федерации

Но общественный резонанс вокруг этой ситуации обнажил другую сторону проблемы – отсутствие достаточных компетенций и профильных специалистов в исполнительной власти, которые могли бы предложить модели реорганизации системы сбора и переработки отходов. В этой связи к формированию национального проекта «Экология» подключилась общественность и экспертные круги: по поручению Президента России Общественная палата Российской Федерации подготовила в 2018 году доклад «Анализ эффективности мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов и предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки указанных отходов»34 Доклад об эффективности мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов и предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки отходов // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 15.10.2018: https://oprf.ru/files/1_2018dok/Doklad_OPRF_othodi15102018.pdf .. В докладе констатировалось, что в нашей стране полностью отсутствует индустрия по переработке отходов. По сути, предложено создать эту индустрию под государственным контролем через строительство высокотехнологичных объектов по переработке отходов, создание публично-правовой компании в области обращения с отходами и национализацию полигонов.

Задача публично-правовой компании в области обращения с отходами – организация строительства заводов по сортировке мусора, стимулирование внедрения современных технологий и согласование всех работ с населением на местах.

Предложения Общественной палаты Российской Федерации нашли отражение в паспорте национального проекта «Экология». Это отличный пример участия гражданского общества в управлении посредством активизации экспертных компетенций общественников, иначе – общественного соуправления. Важно, чтобы высказанные идеи были претворены в жизнь.

В 2018 году при поддержке Общественной палаты Российской Федерации реализован проект создания института общественных экологических инспекторов35 Стань общественным инспектором в сфере экологии // Экологический пресс-центр: http://ecopress.center/page2667908.html.. Стать общественным экологическим инспектором может каждый, кого волнует состояние окружающей среды – для этого необходимо зарегистрироваться на сайте publicmonitoring.ru.

#Дальний Восток

Один из национальных приоритетов – развитие Дальнего Востока. Как заявил Президент России Владимир Путин в статье, опубликованной к 25-му саммиту АТЭС, «речь идет о создании в регионе территорий роста, масштабном освоении природных богатств и поддержке передовых высокотехнологичных отраслей, об инвестициях в человеческий капитал, в образование и здравоохранение, в формирование конкурентных научно-исследовательских центров»36 Дальний Восток: проблемы развития и пути их решения // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 03.201.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/46767..

По итогам Восточного экономического форума, состоявшегося 11–13 сентября 2018 года, Президент России Владимир Путин подписал поручение о подготовке Национальной программы развития Дальнего Востока, а также об осуществлении общественного контроля за ее реализацией. Однако сегодня только пять госпрограмм соответствуют планам опережающего развития Дальнего Востока, а 24 госпрограммы этому не соответствуют37 «Люди должны понимать, для чего нужны программы развития Дальнего Востока» — Александр Точенов // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 03.11.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47208.. Нерешенными остаются множество социальных проблем. Вот некоторые примеры проблем, о которых говорили жители федерального округа в ходе форума «Сообщество» в Южно-Сахалинске 3–4 октября 2018 года: отсутствие газоснабжения и горячей воды в городе, где есть завод по производству сжиженного природного газа; высокие цены на авиаперелеты с Сахалина на материк, поскольку перелеты на Сахалин дотируются, а обратно – нет; нехватка отделений Сбербанка и «Почты России» в малых городах Дальнего Востока и др.38 В Южно-Сахалинске открылся форум Общественной палаты // Сайт Общественного телевидения России, 03.10.2018: https://otr-online.ru/news/v-yuzhno-sahalinske-otkrylsya-forum-obshchestvennoy-palaty-112286.html.

Во исполнение поручения Президента создан Совет общественных палат субъектов Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе39 Общественные палаты примут участие в подготовке национальной программы развития Дальнего Востока // Сайт Общественной палаты Российской Федерации, 01.11.2018: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47170.. В состав совета вошли руководители региональных общественных палат Дальневосточного федерального округа и члены Общественной палаты Российской Федерации от регионов ДФО, координатором стал председатель Общественной палаты Сахалинской области Владимир Иконников. Главной задачей совета станет обсуждение актуальных проблем социально-экономического развития Дальневосточного региона и выработка предложений по их решению, участие в подготовке Национальной программы развития Дальнего Востока и общественный контроль ее реализации. Таким образом, площадки региональных палат становятся точками сбора актуальных проблем социально-экономического развития Дальневосточного региона, они займутся выработкой предложений по их решению, а также станут площадками по обеспечению взаимодействия граждан, организаций и общественных объединений с органами государственной власти на Дальнем Востоке.

На форуме «Сообщество» в Дальневосточном федеральном округе была организована секция, посвященная положению в рыбодобывающей отрасли. Наша страна обладает крупнейшими рыбными ресурсами, однако потребление рыбной продукции падает и уже не соответствует даже внутрироссийским стандартам: в 2017 году потребление рыбы составило 14,6 кг на человека, что на 3,4–7,4 кг меньше нормы потребления, установленной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации40 Оценка Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка.. Главная причина в том, что цены на рыбную продукцию в последние годы выросли более чем в два раза, поскольку были созданы более выгодные условия для экспорта рыбной продукции, чем для ее поставок в Россию. Например, при экспорте рыбной продукции НДС возвращается, а при поставках в Россию – нет, цена рыбной продукции привязана к доллару и поставляется в Россию по ценам международных рыбных бирж и аукционов, по которым жители России в массе своей не готовы покупать рыбную продукцию, а перерабатывающие предприятия – брать на переработку. Да, можно сослаться на законы свободного рынка, но из виду упускается главное – качество жизни наших граждан.

В 2018 году Общественная палата вплотную занялась этим вопросом, были выработаны конкретные предложения, главное из которых – придать ставке сбора за добычу водных биологических ресурсов функции экономического стимулирования бизнеса к поставкам рыбной продукции на российский берег. Для этого необходимо увеличить величину базовой ставки до 20% от рыночной цены рыбной продукции низкой степени переработки. А также предусмотреть стимулирующие скидки от базовой ставки за вылов водных биологических ресурсов в зависимости от территории переработки продукции – в случае экспорта рыбной продукции низкой степени переработки никаких скидок от базовой ставки не предоставлять, а в случае поставки продукции низкой степени переработки на российские перерабатывающие предприятия с последующей реализации рыбной продукции на территории России предоставлять скидку в 85% от базовой ставки за вылов водных биологических ресурсов.

Региональные палаты становятся точками сбора актуальных проблем социально-экономического развития Дальневосточного региона, они займутся выработкой предложений по их решению, а также станут площадками по обеспечению взаимодействия граждан, организаций и общественных объединений с органами государственной власти на Дальнем Востоке.

#Борьба с онкологическими заболеваниями

В последние годы в нашей стране постоянно растет заболеваемость раком. Около 300 тыс. человек в России ежегодно умирает от онкологии, качественное лечение оказывается недоступным для многих пациентов. Проблеме борьбы с онкологическими заболеваниями уделено особое внимание в майском указе Президента России. Но в этом вопросе также не обойтись без участия гражданского общества. На площадке Общественной палаты Российской Федерации в рамках работы Всероссийского конгресса онкологических пациентов удалось собрать вместе врачей, пациентов, общественных активистов. Главное, что было отмечено: если с лечением ситуация в последние годы улучшается, то с диагностикой и реабилитацией дела обстоят гораздо хуже. Понятно, что чем раньше замечена болезнь, тем больше шансов на излечение. На площадке Общественной палаты Российской Федерации были выработаны конкретные предложения.

Первое: так называемая онконастороженность. Все врачи, в том числе узкие специалисты, должны быть нацелены на выявление возможности онкологического заболевания. Всю страну потряс печальный случай в Апатитах. Молодая женщина, больная раком, Дарья Старикова обратилась во время «Прямой линии с Президентом» за помощью. Ей постарались помочь, но было уже слишком поздно. Дарья умерла. А почему? Вначале ее лечили от другого заболевания. А про рак лечащий врач даже не подумал.

Второе: пропаганда среди населения регулярных обследований, и здесь следует поддержать усилия общественников — целый ряд НКО по всей стране эффективно пропагандирует необходимость таких обследований.

Третье: междисциплинарный подход. Эффективность лечения растет, когда пациентом занимается команда врачей – специалистов в разных областях: химиотерапевтов, радиологов, хирургов.

Эта концепция, созданная совместно врачебным сообществом, пациентскими организациями и органами власти, имеет шанс стать действенной – именно потому, что она стала результатом совместной работы.

Только через диалог с гражданами можно сформировать в самых широких слоях и группах российского общества уверенность, что государство слышит, понимает их запросы и готово на них откликаться.

Подводя итоги, отметим, что при обеспечении «российского прорыва» и дальнейшего реформирования страны нам следует двигаться по направлению к строительству модели «понимающего государства», которое строится на идее, что необходимо осуществлять предварительную оценку воздействия реформ с учетом общественных интересов. Только через диалог с гражданами можно сформировать в самых широких слоях и группах российского общества уверенность, что государство слышит, понимает их запросы и готово на них откликаться. Поэтому любые масштабные реформы должны опираться в первую очередь на интересы и ценности граждан, именно на этой основе надо формулировать стратегические цели и задачи развития и консолидировать общество.